Игорь Ильинский, Леонид Кмит, Иван Коваль-Самборский, Б. Мовчан, Евгений Гуров, Иван Твердохлиб, А. Савицкая, Григорий Долгов, Лев Иванов, Иван Лагутин
Единственная работа Ильфа и Петрова в кино — комедия о приключениях двух страстных автолюбителей во время автопробега. По дороге в Москву на машине, собранной из бросовых материалов они встречают шарлатана — «профессора» с хорошенькой племянницей.
Убедившись, что «профессор» — элементарный жулик — друзья сдают его в угрозыск, а сами вместе с девушкой продолжают свой путь и первыми добираются до одной из площадей Москвы — финиша автопробега.
Сценарий фильма «Однажды летом» Ильф и Петров написали в 1932 (по другим данным — в 1928) году. Произведение, напоминавшее сюжетом «Золотого телёнка» и наполненное курьёзными эпизодами, было напечатано в журнале «Красная новь» (1932, № 8). Как вспоминал впоследствии Игорь Ильинский, после получения предложения об участии в картине он познакомился с авторами сценария. Доработка шла легко и естественно; некоторые сцены изымались из первоначальной версии, другие, напротив, включались. Одна из просьб Ильфа и Петрова была связана с максимальной приближённостью декораций к жизни: соавторы наотрез отказались от рекомендации руководства студии «устроить» сеансы Сен-Вербуда в стенах помпезного Дворца культуры и отстаивали своё представление о месте действия — скромном клубе с обветшалой оградой.
Несмотря на добротный сценарий и хорошую актёрскую игру (Ильинскому в ленте досталось сразу две роли), экранизация, по словам литературоведа Лидии Яновской, была признана неудачной; речь шла прежде всего о «технике съёмок»:
Критика настойчиво отмечала невнятность фотографии, её тусклость и расплывчатость. Особенно убивало фильм то, что снимался он очень долго и вышел на экраны лишь в 1936 г. — в год значительных технических достижений.
Игорь Ильинский позже писал, что в тот период «счастье и удача решительно изменили» ему. Сценарий, кочуя по кинофабрикам, успел к 1936 году утратить свою актуальность: «Многое воспринималось как анахронизм». Вторая оплошность, по признанию режиссёра, была связана с отрывом главных героев — Жоры и Телескопа — от конкретной реальности: создатели ленты стремились создать некую вневременную сказку, однако эта задумка придала фильму «ненужную слащавость, а также наивность». Пресса откликнулась на картину жёсткими рецензиями: так, газета «Правда», сравнив «Однажды летом» с вышедшим в том же году фильмом «Цирк», сценарий к которому писали Ильф, Петров и Катаев, признала постановку Григория Александрова более качественной.