Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева, Наталья Рычагова, Валерий Рыжаков, Владимир Смирнов, Валерий Беляков, Паул Буткевич, Дмитрий Масанов
Инженер Юрий Лоскутов помимо основной работы промышляет спекуляцией старыми иконами. В этом деле у него имеется помощник, молодой человек по кличке «Червонец».
Одним из покупателей Лоскутова становится иностранный турист по имени Кейт. По его заказу Лоскутов решает украсть из музея картину Франса Халса «Святой Лука», для этого он организует преступную группу. Ключевую роль в краже должен сыграть бежавший из заключения вор-рецидивист Михаил Карабанов, по кличке «Граф». Лоскутов вводит в заблуждение Карабанова относительно стоимости картины, но «Граф», будучи опытным преступником, узнает истинную стоимость шедевра, который ему предстоит похитить. И не пожелав быть лишь исполнителем, Карабанов решает сорвать весь куш. Для этого он заказывает у художника Куликова копию картины, и, получив её, искусственно старит и далее собирается отдать Лоскутову, а сам выходит на иностранного покупателя…
Следственную группу по делу о краже картины возглавляет полковник милиции Иван Сергеевич Зорин. Допросив художника Куликова и других свидетелей, полковник Зорин устанавливает исполнителя кражи и далее, в процессе следствия, разоблачает всех фигурантов дела.
Фильм создан на основе подлинных фактов. Картина Франса Халса «Евангелист Лука», написанная около 1623—1625 годов, была похищена в 1965 году с выставки в Москве. По иронии судьбы, кража произошла через несколько недель после заявления тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой о том, что «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». Однако широкой общественности о пропаже шедевра ничего не сообщалось, информация о том, что фильм основан на реальных событиях, в титрах отсутствует. Существует мнение, что «фильм должен был фикционализировать реальную историю и таким образом представить её недостоверной». Нынешнее местонахождение картины — Одесский музей западного и восточного искусства. О реальных фактах кражи картины рассказывает один из эпизодов документального телесериала «Следствие вели...» и фильм-расследование «Странствие „Святого Луки“. 27 оттенков чёрного».
Наряду с кинодетективом «Кража», вышедшим в том же году, фильм стал одной из первых советских кинокартин, раскрывающих тему похищения произведений искусств из музеев в СССР. Появление этого фильма привело к далеко идущим последствиям для советского кинематографа и, в частности, для советского детективного жанра: тема кражи произведений искусства, которая ранее отсутствовала в советской массовой культуре, была легитимизирована как полноправная составляющая жанра.