Олег Стриженов, Виктор Коршунов, Станислав Чекан, Александр Мовчан, Эльза Леждей, Николай Лебедев, Георгий Бабенко, Петр Вескляров, Николай Волков (старший), Владимир Дальский, Таисия Литвиненко, Юрий Медведев, Дмитрий Милютенко, Лев Перфилов, Сергей Петров, Николай Пишванов, Григорий Тесля, Павел Шпрингфельд, Анатолий Скибенко, Надежда Титаренко
Биографический фильм о знаменитом русском летчике Сергее Уточкине, о первых покорителях неба, проложивших пути российской авиации.
Впервые о Сергее Уточкине (Олег Стриженов) заговорили в Одессе, когда он, ученик седьмого класса, выиграл велосипедные гонки у самых признанных асов. А вскоре его имя в городе стало одним из самых популярных. Любимец публики, отчаянный храбрец, он мог съехать на мотоцикле по Одесской лестнице. А когда услышал о первых летательных аппаратах, то "заболел" небом...
Идея постановки возникла в 1940 году, когда Леонид Трауберг принёс на «Ленфильм» сценарий «Мёртвая петля» о русском авиаторе Сергее Уточкине. В 1941 году фильм был запущен в производство. Режиссёрами выступили Семён Тимошенко и Борис Бабочкин, для которого фильм стал дебютом. Бабочкин также исполнял главную роль — до этого он уже играл авиаконструктора в картине 1937 года «Большие крылья», все копии которой были утеряны.
Однако вскоре производство остановили из-за начавшейся войны. На тот момент было отснято около трети материала. Тимошенко удалось сохранить режиссёрский сценарий, эскизы художника и фотографии Бабочкина в гриме Уточкина (опубликованы в журнале «Искусство кино» за 1984 год в качестве иллюстраций к статье «Величие простоты» Евгения Куманькова вместе с кадрами из фильма «Большие крылья»). Многие годы он мечтал вернуться к герою, вместе с Траубергом написал новый вариант сценария, но до съёмок так и не дожил.
В 1961 году Киностудия Довженко запустила в производство новый вариант сценария, съёмки начались в ноябре, в Киеве. Первый режиссёр-постановщик был уволен в том же году после отсмотра материала; на его место были приглашены сразу два режиссёра — Николай Ильинский и Суламифь Цыбульник, они и указаны в титрах. С марта по май съёмки проходили в Одессе, затем — в Риге и Ленинграде.
Исполнитель главной роли Олег Стриженов вспоминал, что работа шла ежедневно и напряжённо. А на майские праздники в Одессу приехал Московский театр массовых зрелищ, которым тогда руководил его приятель Илья Рахлин. Он предложил Стриженову проехаться по стадиону в открытом старинном автомобиле в костюме Уточкина, которым управлял разместившийся в радиаторе и невидимый публике шофёр:
«Вечером на стадионе мы с Павлом Шпрингфельдом в своих игровых костюмах залезли в автомобиль, я — за руль, он — на заднее сиденье. И вот выезжаем на стадион. Все шумно аплодируют. И вдруг мне в голову приходит шальная мысль. Я бросил руль и через спинку сиденья перебрался назад к Паше. Машина продолжает катить по кругу, но уже без водителя! Эффект был громадный! Стадион в восторге рукоплескал! Когда уже за пределами стадиона мы ехали таким же манером по аллеям парка, прогуливающаяся публика разбегалась по сторонам, ужасаясь виду автомобиля, за рулем которого никого не было».