Константин Хохлов, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Андрей Файт, Даниил Введенский, Вейланд Родд, О. Раевская, С. Слетов, Александра Хохлова, Галина Кравченко, Петр Галаджев, В. Лопатина, Михаил Доронин, Анатолий Горчилин
Действие происходит в Америке, а исходным материалом послужили рассказы О'Генри.
Обыкновенная продавщица Дульси (Александра Хохлова) мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера — "великого утешителя" мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме. На этом роль Дульси прерывается и начинается история Великого Утешителя и его пребывания в тюрьме.
Герой (его сыграл известный театральный актер Константин Хохлов) пользуется правом свободного передвижения внутри тюрьмы и имеет разрешение на сочинительство от самого начальника, поклонника его успокаивающих рассказов со счастливыми финалами. Портера вполне устраивает ситуация ограниченной свободы. Чтобы ее сохранить, герой выполняет указания своего покровителя, не вникая в их суть, и, в конце концов, становится пособником в обмане заключенных.
На этом история духовного падения писателя заканчивается и авторы возвращают зрителя к затравленной нищетой Дульси и Джиму Валентайну, прототипам рассказов Портера, которые, в отличие от их литературных двойников, или погибают, или сами убивают и попадают в тюрьму.
Размышления о свободе слова в тюремной камере привели к тому, что фильм одного из выдающихся экспериментаторов сразу же был забыт, его не запрещали, но говорить и писать о нем было не принято.
Для этого фильма оператором Григорием Кабаловым был снят цветной эпизод, который не сохранился.
«Фильм становится исповедью режиссёра и почти единственным в советском кино рассказом об отношениях между искусством и властью. Действие происходит в Америке, а исходным материалом служат рассказы О.Генри. Главный герой, известный писатель, оказывается в тюрьме. Сидя за решеткой, он сочиняет красивые, убаюкивающие истории со счастливым концом. Читающая публика (в лице Дульси — Александры Хохловой) воспитана на его сентиментальных историях и мечтает устроить свою жизнь по этим правилам. Жизнь узников, снятая с предельным натурализмом, соседствует на экране с жизнерадостными, „плюшевыми“ рассказами писателя, которые поставлены в изящном, виньеточном стиле добрых немых комедий. Здесь — вся кулешовская ирония и тоска по ушедшим светлым дням немого кино».