Итоги двенадцатилетнего правления Анатолия Чубайса в Роснано поражают своими разрушительными последствиями. Журналисты узнали, что за всё время существования корпорации государство спустило на её деятельность 404 миллиарда рублей – и получило на выходе убыточную структуру на грани дефолта. Сегодня детище Анатолия Борисовича находится при смерти из-за колоссальной задолженности в 71 миллиард рублей, из которых 53,7 миллиарда обеспечены госгарантиями, то есть нашими деньгами. Из 20 крупнейших проектов 12 полностью провалились, остальные приносят минимальную чистую прибыль.
Деловое издание "Ведомости" опубликовало материал, в котором подвело неутешительные итоги работы государственной корпорации Роснано. На днях Банк России приостанавливал торги ценными бумагами акционерного общества на Московской бирже из-за тяжёлой ситуации с долгами. Фактически АО находится сейчас на грани дефолта. Совокупный долг составляет 71,58 миллиарда рублей. Прежде всего это задолженность перед коммерческими банками: "Совкомбанком", "Промсвязьбанком", банком "Санкт-Петербург" и другими. Более 75% долга обеспечено государством – нашими налогами.
С 2008 по 2020 год у руля госкорпорации находился одиозный "младореформатор" из 1990-х Анатолий Чубайс. На этой должности он ещё раз доказал свою полную профнепригодность. Но если про управленческую деятельность в ельцинскую эпоху можно было сказать, что ошибки и провалы обусловлены и неспокойным временем, и уникальностью экономического эксперимента, то подобные финты с Роснано не пройдут (равно как и с РАО "ЕЭС", которое Чубайс возглавлял десять лет – в 1998–2008 годах и довёл до ручки). С 2010 года Анатолий Борисович начал опутывать подчинённую себе структуру кредитами, с 2018 года эти кредиты не были обеспечены государственными гарантиями.
Финансовые итоги деятельности Роснано просто чудовищны. Такое ощущение, что акционерное общество управлялось вандалами или вредителями, целенаправленно работающими против России. Хотя, вполне возможно, это не только субъективное ощущение. Судите сами: государственная поддержка корпорации за всё время превысила сумму в 404 миллиарда рублей – это 25 годовых доходов бюджета такого региона, как Калмыкия. Из общего объёма госпомощи 32,7% пришлось на прямую поддержку, 62,3% – на госгарантии, 5% – на помощь дочернему Фонду инфраструктурных и образовательных программ.
После того как в правительстве решили прекратить безудержную подпитку и прикрутили краник, Роснано стала занимать средства на рынке. С 2018-го по 2020-й облигаций выпустили на 38,5 миллиарда рублей (примерно по тысяче рублей с каждого работающего русского). На высокую задолженность и необходимость отдавать деньги наложились плохие результаты работы в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Отдача от проектов, реализованных структурой под руководством Анатолия Чубайса, крайне невелика и даже близко не покрывает затраты государства. Самый крупный и успешный проект, завод по производству солнечных модулей на базе технологии "тонких плёнок" Oerlikon в прошлом году принёс чистую прибыль всего в 32 миллиона рублей. Проект модернизации предприятия "Усольехимпром" и налаживания производства поликристаллического кремния и моносилана полностью провалился. В трубу улетело почти 12,5 миллиарда рублей. Налаженный выпуск литий-ионных аккумуляторов в Новосибирской области дал чистую прибыль в 2020-м 186 миллионов рублей (на реализацию проекта выделялось, на секундочку, 12 миллиардов).
И так практически повсеместно. Куда ни ткни – провал за провалом. Выпуск планшетов с гибким экраном, которыми хотели обеспечить русских школьников, оказался пшиком. "Пластик Лоджик", действующий под эгидой Роснано, убыточен, производство гибких дисплеев Plastic Logic – аналогично. Из двадцати самых больших по объёму финансирования проектов три закончились банкротством, девять работают в убыток, остальные приносят лишь небольшую чистую прибыль. Удивительное дело: человек, потративший столько усилий, доказывая "неэффективность" советской экономики, "ненужность" построенных в советский период заводов, фабрик и комбинатов, сам стал отцом-основателем, мягко говоря, не самых эффективных предприятий.
Примечательно и то, что компании корпорации Роснано постепенно утрачивают долю в отечественной наноиндустрии. В 2019 году она составляла 22%, сейчас не превышает 14%. Доля первичной нанотехнологичной продукции чубайсовской структуры – 8%. Кроме того, как отмечают специалисты, на высокотехнологичные отрасли приходится только 10% продукции наноиндустрии (для сравнения: на нефтянку – 48%). Успехов на внешнем контуре тоже не прослеживается: выручка Роснано от экспорта едва достигает 17% – это на 6% меньше, чем в целом по отрасли.
В 2015 году, выступая на новогоднем корпоративе, Чубайс сказал под аплодисменты коллег: "У нас очень много денег. Их просто вот совсем много… Значит, у нас есть вторая премия". 12 лет Анатолий Борисович и его команда усиленно трудились, не забывая, конечно же, о себе (руководство корпорации выплачивало премии даже за убыточные проекты, что вызывало бурю возмущения). Результаты такой работы в любой другой стране по достоинству оценили бы правоохранительные органы, но наш делец имеет какой-то особый иммунитет.
Более того, господину Чубайсу поручено важное для России направление – "зелёная" тематика, которой он плотно занимается, будучи специальным представителем президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Телеканал Царьград ранее писал о том, что благодаря усилиям премьер-министра Михаила Мишустина курирование энергоперехода у Анатолия Борисовича, к счастью, отобрали. Однако это вовсе не означает, что он перестал быть значимой фигурой в экономическом блоке. И речь даже не про "авторитет" в сислибовских кругах. Чубайсу, например, доверяют вести переговоры с Европейским союзом об углеродном налоге – а значит, этот налог нам скоро придётся платить. Создаётся ощущение, что с этим "высококвалифицированным" спецом мы расстанемся, увы, очень нескоро.