Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Пётр Вельяминов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, Ада Роговцева, Тамара Сёмина, Андрей Мартынов, Владимир Борисов, Ефим Копелян, Сережа Андреев, Иван Купцов (III), Олег Купцов, Николай Михеев, Светлана Коновалова, Никита Астахов, Николай Ерёменко (ст.), Олег Басилашвили, Наталья Кустинская, Юрий Смирнов, Игорь Комаров (III), Михаил Дадыко, Николай Дупак, Ирина Савина, Наталия Селиверстова, Пётр Любешкин, Манефа Соболевская, Николай Лебедев (II), Владимир Земляникин, Клавдия Козлёнкова, Ирина Бунина, Екатерина Жемчужная, Тамара Дегтярёва, Владимир Козел, Константин Забелин, Валерий Плотников (II), Юрий Гусев, Андрей Петров, Евгений Буренков, Анатолий Устюжанинов, Владимир Сергиенко, Альбина Матвеева, Елена Драпеко, Оля Жвыкина, Сережа Борисевич, Татьяна Сигарёва, Лариса Шаповалова, Любовь Виролайнен, Евгений Карельских, Виталий Базин, Юрий Лахин, Леонид Харитонов, Валерий Куксин, Евгений Безрукавый, Василий Мищенко, Сергей Харченко, Алексей Алексеев, Владимир Иванов (II), Алексей Миронов, Владимир Заманский, Борис Битюков, Виктор Шульгин, Мария Кремнёва, Ксения Тарасова, Фёдор Валиков, Михаил Кокшенов, Мария Скворцова, Любовь Стриженова, Николай Пеньков (II)
Агата всё время ходит на дорогу и ожидает возвращения Ивана. Кружилина отзывают из Ойротии и назначают секретарём райкома в Шантару вместо Полипова. Полипова оставляют в Шантаре председателем райисполкома. Субботин прямо говорит Кружилину, что в Шантаре дела неблагополучны. Дела в мире тоже не вселяют особых надежд на благополучие — фашизм подполз к самым границам СССР.
Первая же поездка Кружилина в качестве партийного секретаря была в Михайловку, где он встретился с Агатой и сыном Ивана Володей. Состоялась и встреча Кружилина с Панкратом Назаровым. Эта встреча убедила Поликарпа, что дела в колхозах Шантарского района обстоят хуже некуда. Назаров сначала относится к Кружилину настороженно, но затем постепенно открывает председателю райкома истинную картину: Полипов фактически погубил все хозяйства района, однако отчётность района — всегда самая лучшая, и район на первом месте по цифрам. Колхозы обирались, всё выметалось подчистую, колхозы оставались без фуража, да и без натуроплаты колхозникам. Кружилин раздумывает, как поправить положение.
Воскресенье, 22 июня 1941 года. Дети Анны и Фёдора собираются на воскресную рыбалку. При этом между Семёном и Фёдором происходит серьёзный разговор, во время которого Семён говорит отцу, что тот вроде бы и помощь людям оказывает, но на копейку, а требует на рубль и больше.
Фёдор по-прежнему изменяет жене с Анфисой, перед отъездом с Кирьяном в МТС он назначает Анфисе новое свидание. Вера Инютина работает в райкоме секретарём-машинисткой.
Алейников приходит в райком к Кружилину. Поликарп никак не может дозвониться ни до одного секретаря обкома. Кружилин говорит Алейникову, что ему нужно готовиться к выступлению на партактиве и он не может сейчас с ним говорить. Яков сообщает Поликарпу, что Ивана Савельева освободили из тюрьмы, и не сегодня-завтра он будет дома. Алейников теперь уже сам не уверен, правильно ли он поступил с Иваном и другими арестованными им. Поликарп не хочет говорить с Яковом на эту тему.
На вопрос Алейникова как Поликарпу работается с Полиповым, тот отвечает уклончиво. Яков говорит, что ему нужна помощь машинистки, и Кружилин предлагает ему поговорить с Верой Инютиной.
Агата вновь выходит на дорогу в ожидании возвращения Ивана.
На этот раз ожидание её заканчивается радостью: вдали она видит человека, в котором узнаёт Ивана. Их встреча происходит под проливным грозовым дождем, обрушившимся неожиданно. Ушедший дождь развешивает над степью и лесом радугу. А Иван с Агатой всё говорят и говорят — как Иван жаворонков в бараке вспоминал, как жила Агата с детьми, как Агата назвала дочь, которую Иван даже и не видел с самого рождения, и не знал, кто родился — дочь или сын. И вот встреча Ивана с детишками, которые даже не могут узнать отца. Отец вручает детишкам скромные подарки и ласкает детей. Больно бьёт по сердцу Ивана вопрос Володи: «А ты больше не враг народа?» Мальчик никак не может понять, если отец не враг, то за что же в таком случае он сидел в тюрьме. Иван не может сразу ответить на этот вопрос.
Приходит Панкрат Назаров, приветствует Ивана, поздравляет с возвращением, сначала заводит ничего не значащий разговор. Затем Панкрат отсылает Агату и спрашивает Ивана, как же он теперь думает жить и относиться к людям. Потом он говорит, что даже при такой жизни, как у Ивана, ему следует крепиться и не держать зла, а самое главное не грешить. Иван рассказывает, что в лагерях он был вместе с Косоротовым, сыном полковника Зубова и Макаром Кафтановым. Панкрат говорит, что раз Алейников на эти дела поставлен, должен разбираться во всем досконально. Иван же доказывает Панкрату, что и таким как Алейникову не всегда можно разобраться, когда даже он с братом Фёдором не могут распутаться. Иван говорит, что зла на Алейникова не держит.
Субботин из Новосибирска дозванивается Кружилину на домашний телефон. Поликарп пытается узнать у Субботина, кто из обкома приедет в Шантару на партактив. Однако Субботин говорит, чтобы срочно собрали членов бюро — в 4 часа дня будет важное правительственное сообщение. После разговора с Субботиным телефонистка кричит Кружилину, что началась война — все телефонистки в Москве об этом знают с утра.
Сёмка Савельев и Верка Инютина отдыхают на реке и ничего не знают о том, что война уже пришла в страну. Сёмка не уверен, что он действительно любит Веру, он сомневается, нужна ли их свадьба, и, может быть, стоит отложить женитьбу.
Члены бюро Шантарского райкома и вся страна слушают заявление Советского правительства о нападении Германии на Советский Союз. Агата прибегает к Панкрату и Ивану и сообщает им, что началась война. Иван понимает, что ему, скорее всего, предстоит ещё одна разлука с женой и детьми. После окончания сообщения Поликарп проводит первое военное заседание бюро райкома. Сёмка и Вера возвращаются с реки и Колька Инютин сообщает им, что началась война с немцами. У военкомата собираются мужчины, среди которых и Семён.
Аникей Елизаров между тем просит Алейникова, чтобы тот дал ему рекомендацию на службу в милицию. Алейников отсылает его к начальнику милиции. Анна тревожится о Семёне, которого могут взять в армию.
Фёдор спрашивает Анну, действительно ли вернулся Иван, а затем под предлогом, что ему нужно покурить, пытается выйти к Анфисе. Анна прямо говорит ему, что хотела бы, чтобы Фёдора забрали на войну и там убили. Фёдор уходит на свидание к Анфисе.
Вернувшуюся со свидания с Фёдором Анфису, которая тайком пытается пробраться в постель, дома встречает Кирьян.
Он почти спокоен — вся злость уже сгорела. Он только спрашивает, за что же она так «по-собачьи» любит Фёдора. Анфиса бросает Кирьяну, что, мол, только он «может любить по-человечески», и Кирьян спокойно подтверждает, что он любит именно по-человечески. Кирьян признаётся Анфисе, что именно он свёл колхозных коней к цыганам и помог Фёдору засадить Ивана, теперь он жалеет Ивана и переживает, что он так с ним поступил. Кирьян уже всё решил: он хочет уйти на войну и погибнуть там. Даже если этого не случится, говорит он, после окончания войны возвращаться к Анфисе он не будет.
По всему фронту гремят бои… Страна вступила в смертельную схватку с врагом…