Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Пётр Вельяминов, Иван Лапиков, Владлен Бирюков, Ада Роговцева, Тамара Сёмина, Андрей Мартынов, Владимир Борисов, Ефим Копелян, Сережа Андреев, Иван Купцов (III), Олег Купцов, Николай Михеев, Светлана Коновалова, Никита Астахов, Николай Ерёменко (ст.), Олег Басилашвили, Наталья Кустинская, Юрий Смирнов, Игорь Комаров (III), Михаил Дадыко, Николай Дупак, Ирина Савина, Наталия Селиверстова, Пётр Любешкин, Манефа Соболевская, Николай Лебедев (II), Владимир Земляникин, Клавдия Козлёнкова, Ирина Бунина, Екатерина Жемчужная, Тамара Дегтярёва, Владимир Козел, Константин Забелин, Валерий Плотников (II), Юрий Гусев, Андрей Петров, Евгений Буренков, Анатолий Устюжанинов, Владимир Сергиенко, Альбина Матвеева, Елена Драпеко, Оля Жвыкина, Сережа Борисевич, Татьяна Сигарёва, Лариса Шаповалова, Любовь Виролайнен, Евгений Карельских, Виталий Базин, Юрий Лахин, Леонид Харитонов, Валерий Куксин, Евгений Безрукавый, Василий Мищенко, Сергей Харченко, Алексей Алексеев, Владимир Иванов (II), Алексей Миронов, Владимир Заманский, Борис Битюков, Виктор Шульгин, Мария Кремнёва, Ксения Тарасова, Фёдор Валиков, Михаил Кокшенов, Мария Скворцова, Любовь Стриженова, Николай Пеньков (II)
Яков Алейников, узнав, что Панкрат Назаров принял Ивана в колхоз, приезжает в Михайловку и напоминает ему о своём предупреждении, чтобы тот не принимал Ивана в колхозники. Он требует объяснений с Панкрата, и тот говорит, что ему нужны рабочие руки для работы в колхозе. Этот разговор слышит Фёдор, находящийся у Панкрата в правлении и берёт этот момент на заметку. После разговора с Назаровым Алейников докладывает о приёме Ивана Савельева в колхоз членам бюро райкома и Кружилину. Кружилин говорит, что это он разрешил принять Ивана в колхоз. Алейников стоит на своём и считает Ивана врагом. Кружилин говорит Алейникову, что тот нарушает революционную законность, однако Алейников не прислушивается к этому и уходит из райкома.
Полипов возвращается с Урала в крайком партии и в телефонном разговоре просит Кружилина увеличить сбор продовольствия в пользу голодающего Поволжья. Дома у Полипова, бывшего провокатора, а ныне партийного руководителя, совершенно неожиданно появляется Полина (дочь якобы расстрелянного Лахновского, Полипов впервые увидел её дома у Лахновского в дни белогвардейского мятежа) и сообщает, что её отец на самом деле жив. Полипова эта новость совершенно не радует — он считал Лахновского расстрелянным и рассчитывает, что о его деятельности осведомителя охранки и белогвардейской контрразведки никто не узнает. После этого сообщения Полина признается Полипову в любви. Полипов вспоминает, как он предавал Антона и других большевиков. Полина оказывается в постели Полипова, а затем заявляет, что готова стать женой Петра. Тот опасается, что если узнают, что он женат на дочери Лахновского, его партийной карьере наступит конец, однако Полина успокаивает его тем, что она уже была замужем и у неё другая фамилия.
В Михайловку привозят новый кинофильм и киножурнал. Панкрат дает указание счетоводу колхоза оплатить киносеанс для всех колхозников из колхозной кассы. Все колхозники собираются в клубе и видят на экране в киножурнале своего земляка Антона Савельева, ставшего руководителем крупного тракторного завода. Фёдор и Иван вместе с сельчанами видят на экране брата.
Иван встречается с Анной у реки, куда он привел поить колхозных лошадей. Сёмка, сын Фёдора и Анны, помогает ему напоить лошадей. Иван спрашивает Анну, как она живёт, и Анна грустно отвечает ему, что живёт хорошо, хотя по ней видно, что это совсем не так.
Фёдор получил от Антона письмо, в котором старший брат просит его жить с Иваном дружно. Между Фёдором и Анной происходит очередная ссора, в которой Анна говорит, что Фёдор и мизинца Ивана не стоит.
Фёдор решает снова испортить Ивану жизнь. Он убеждает Кирьяна увести колхозных коней и продать их цыганам, а затем оговорить Ивана, обвинив его в этом преступлении. За это он обещает оставить Анфису в покое. Кирьян соглашается, надеясь, что Фёдор выполнит свое обещание прекратить связь с Анфисой.
Алейников приезжает на колхозные поля, где работают все колхозники и прилюдно арестовывает Ивана по ложному обвинению Кирьяна Инютина в краже колхозных коней. Колхозник Аркашка Молчун пытается рассказать, что это именно Кирьян увёл колхозных коней к цыганам. Алейников считает, что Молчун по сговору с Иваном покрывает его, и увозит с собой и Ивана, и Аркашку Молчуна.
Назаров докладывает о случившемся аресте Ивана Кружилину, и тот вызывает Алейникова в райком. Члены бюро пытаются вразумить Алейникова, разъяснить, что он нарушает социалистическую законность. Алейников стоит на своём, заявляет, что члены райкома потеряли политическую бдительность. Кружилин приказывает Алейникову выпустить Ивана и Молчуна, однако Алейников отказывается это сделать и уходит из райкома.
Фёдор, вернувшийся с Инютиным из Шантары, ничего не хочет рассказывать, но подвыпивший Кирьян говорит, что его — Кирьяна — никто не смог оговорить, а Ивана повезли на суд в Новосибирск.
Иван и Аркадий Молчун получили длительные сроки заключения. Панкрат Назаров утешает Агату, говорит, что он не верит в виновность Ивана, а самой Агате теперь нужно жить и не сердиться на людей, отворачиваться от людей ей нельзя.
Сёмка Савельев, сын Фёдора и Анны, рассказывает дома о разговорах односельчан, считающих, что именно Фёдор засадил Ивана в тюрьму. После этого разговора Фёдор решает поехать в Шантару работать в МТС, и велит Анне собираться. Он зовет с собой и Кирьяна, говоря, что теперь тому в Михайловке жизни не будет, потому что он помог посадить Ивана в тюрьму. Однако Фёдору на самом деле нужна Анфиса, а не безопасность Кирьяна. Кирьян требует от Федора, чтобы он оставил Анфису, говорит Фёдору, что именно Фёдор засадил Ивана в тюрьму, что сам Кирьян действовал по его указке. Кирьян соглашается уехать из Михайловки вместе с Анфисой следом за Фёдором.
К Алейникову в НКВД приходят члены бюро райкома с проверкой. Они просят показать им дела и материалы, находящиеся в производстве. Алейников звонит Кружилину и заявляет ему, что никаких дел и материалов он комиссии не даст. Кружилин обещает доложить о поведении Алейникова в крайкоме партии и в краевом управлении НКВД. В краевом центре Кружилина много часов держат в НКВД, допрашивают о семье Савельевых. В это время входит Алейников, Кружилин прямо говорит ему, что именно Алейников устроил ему через следователя краевого управления НКВД этот издевательский допрос, и обещает вынести вопрос на бюро райкома. У Алейникова возникают первые сомнения, правильно ли он действовал в ситуации с Иваном.
Кружилин в крайкоме просит Субботина разъяснить, почему с ним так обошлись в НКВД, однако Субботин ничего не может ему разъяснить, так как сам не может понять, почему в стране творится такое. Вернувшись в район, Кружилин вновь встречается с Панкратом Назаровым у каменного брода, через который они спасались от белогвардейских карателей. Панкрат спрашивает об Иване, он говорит, что Иван не виноват, его в действительности засадил в тюрьму Фёдор. Кружилин и Панкрат не могут понять, почему Фёдор поступил с братом именно так. Панкрат говорит, что он хочет поставить Агату бригадиром или направить её на молочную ферму, но Кружилин говорит, что ничего сейчас с Агатой делать не надо.
Фёдор с семьей уезжает в Шантару. Панкрат, встретив его у ворот дома готовым к отъезду, говорит, что это хорошо, что он уезжает из Михайловки.