Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Николай Олялин, Лариса Голубкина, Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Сергей Никоненко, Всеволод Санаев, Борис Зайденберг, Валерий Носик, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Иван Переверзев, Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Николай Рыбников, Барбара Брыльска, Лев Прыгунов
сценарий...Юрий Бондарев, Оскар Курганов, Юрий Озеров
директор фильма...Юрий Джорогов, Лидия Канарейкина
оператор...Игорь Слабневич, Амина Ахметова, Виталий Абрамов, ...
композитор...Юрий Левитин
художник...Александр Мягков, Диляра Озерова
монтаж...Екатерина Карпова
Описание:
Фильм первый. "Огненная Дуга"
Фильм повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 г. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение. Наряду с личными судьбами героев в фильме показаны батальные сцены, деятельность штабов и разведок, тех, кто трудился на фронте и в тылу.
Фильм второй. "Прорыв"
Фильм посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 г. В центре этого фильма судьба батальона, сражавшегося на этом плацдарме.
Фильм третий. "Направление главного удара" идёт одним фильмом.
Фильм посвящен операции "Багратион", в результате которой была полностью освобождена от фашистских войск Белоруссия, и войска Советской армии вышли к государственной границе...
Фильм четвертый. "Битва за Берлин"
1945 г. Последние месяцы войны. Именно в эти дни решалась судьба порабощенной Европы. Началась Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокоссовского устремились к столице Германии. К Берлину идут и англо-американские войска. "Опередить русских", — предлагает Черчиль и начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.
Фильм пятый. "Последний штурм"
Последние дни войны, штурм рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж — и, наконец, водружение Знамени Победы над рейхстагом. Раздались первые залпы Победы. Главные герои фильма встречаются у входа в рейхстаг.
До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времён, как «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва».
Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров.
Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными героями. Здесь Юрий Бондарев использовал уже готовые свои произведения, и прежде всего повесть «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). В 1985 году повесть «Батальоны просят огня» была отдельно экранизирована на ТВ.
После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что о первых двух годах Великой Отечественной войны не может быть и речи: картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.
С немецкой стороны одним из консультантов выступал полковник ННА Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, внучатый племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.
Установка на создание киноэпопеи означала необходимость крупного бюджета. Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, значительную часть этого бюджета предоставил СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир И. В. Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты. Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
Проблемы возникли с военным снаряжением, особенно со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось исправных танков «Тигр», «Пантера» или «Фердинанд». В итоге, на шасси советских танков Т-34-85 и послевоенных Т-44, имевших достаточно низкий силуэт для установки бутафорских башен с крестами и прочих характерных атрибутов немецкой бронетехники, изготовили несколько бутафорских «Тигров».
Для съёмок на заднем плане министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить ещё около 100 советских танков Т-55, которые просто перекрасили под немецкие. Однако послевоенная техника СА даже в массовых эпизодах очень легко опознаётся. Некоторые образцы бронетехники времен войны, задействованные в съёмках, в реальности также не могли участвовать в показываемых боях, так как стали выпускаться гораздо позднее — например, средний танк Т-34-85 с длинноствольным 85-мм орудием физически не мог участвовать в Курской битве, так как стал поступать в войска только весной следующего 1944 года (но, за неимением исправных машин более раннего образца, Т-34-85 — практически постоянный участник любых советских фильмов о войне, в том числе и о начальном её периоде 1941—1942 годов). Всего в съёмках задействовано было около 150 танков.
Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, а чешские Zlin Z-526 — в роли немецких «Мессершмиттов».
Автомобилей времен Великой Отечественной войны тоже было недостаточно для массовых сцен. Поэтому широко использовались послевоенные машины: ГАЗ-63, ЗиЛ-157 и даже Урал-375. В сцене с участием Днепровской флотилии задействованы послевоенного выпуска катера типа «Ярославец» проекта 376, которые конструктивно и внешне схожи с катерами серии Я, применявшимися в годы войны.
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
Очень тщательно подошли к съёмкам своих эпизодов для фильма «Прорыв» итальянцы. Мало того, что для роли Муссолини был подобран отличный актёр Иво Гаррани, сумевший воспроизвести многие характерные черты поведения дуче, был также подобран исторически достоверный автопарк. Например, Муссолини в фильме ездит на автомобиле FIAT 2800 Ministeriale, которым пользовалась элита Королевства Италия. Также в колонне сопровождающих автомобилей присутствует Lancia Astura и Fiat 1500 1935 года, реальные автомобили того времени. Съёмки этих эпизодов проходили непосредственно в Риме.