В последние годы цифровые технологии оказали существенное влияние на развитие и подход к образованию, включая дошкольное. С одной стороны, у детей появился доступ к неограниченному количеству информации. С другой — такой поток может затруднить усвоение знаний. Как находить баланс между пользой и рисками в использовании гаджетов для самых маленьких, «Газете.Ru» рассказал Артур Мкртычан, менеджер продукта развивающего приложения «Сказбука» от Плюс Детям и преподаватель НИУ ВШЭ.
«Виртуальный и физический миры в жизни ребенка тесно связаны с ранних лет: девайсы используют в школах — от интерактивных досок до онлайн-платформ. Задача родителей — подготовить дошкольника к этой новой действительности и превратить гаджет из тайм-киллера в полезный инструмент для познания. Важно, чтобы знания и навыки, полученные онлайн, находили подтверждение на практике в обычной жизни. Например, после просмотра мультфильма обсудите, что чувствовал герой, как он вышел из конфликтной ситуации и что ему помогло достичь цели. Это разовьет способности к преодолению трудностей и эмоциональный интеллект», — объяснил он.
Опыт из реальной жизни также применим и в виртуальной среде. Например, традиционные игры (ролевые и настольные), согласно исследованиям, развивают социальные навыки, которые применимы в оффлайн среде: вежливом и уважительном общении в интернете.
«Будущему первокласснику предстоит столкнуться с большим количеством новой информации. А для развития критического мышления ребенку недостаточно просто развивать память. Нужно сосредоточиться на навыках анализа, структурирования и объединения знаний. Такой подход помогает детям учиться строить гипотезы, излагать свои мысли и самостоятельно находить ответы на вопросы. Помогайте ребенку научиться управлять информацией не только в реальном, но и в онлайн мире: знакомьте его с виртуальными помощниками и учите систематизировать информацию», — рекомендовал эксперт.
Многочисленные исследования показывают, что само по себе экранное время нельзя считать негативным фактором для развития ребенка, при этом критически важным является содержание того, с чем он взаимодействует.
При выборе образовательных ресурсов для дошкольника стоит обратить внимание на несколько факторов.
«Разнообразие механик. Приложение должно предлагать разнообразный опыт, включающий разные виды задач. Это учит ребенка рассуждать, анализировать и находить креативные способы решений. Чем больше вариантов игр, тем лучше они стимулируют когнитивное развитие», — сказал он.
Также визуальная привлекательность. Красивый и проработанный интерфейс приложения способствует развитию эстетического интеллекта. А качественный контент с продуманной системой персонажей будет создавать эмоциональную связь и мотивировать ребенка к обучению.
«Важно, чтобы сервис транслировал конструктивные идеи — учил уважению, вниманию к окружающим и важности собственных мыслей», — резюмировал эксперт.
Ранее выяснилось, что половина россиян считает, что в школе стало больше домашних заданий со времен их детства.