В среднем около четверти (27%) всех платных услуг для детей в городах России приходится на образовательные кружки, секции и развивающие центры. К таким цифрам пришли аналитики бюро территориального развития ATLAS и студенты Высшей школы урбанистики, изучив 16 крупных российских городов. «Газета.Ru» ознакомилась с результатами исследования.
Самая объемная категория по количеству офлайн-бизнесов — это магазины детских товаров, например, одежды, игрушек, детской мебели, в среднем их доля составляет 35%. И только 8% платных услуг предлагают досуг и развлечения для детей.
При этом разнообразие и плотность детских сервисов в различных городах неоднородны: например, в Перми этот интегральный показатель оказался выше (2,4 из 4), чем в Краснодаре (2,1) и Екатеринбурге (2,3).
«В частности, мы исследовали, какую роль в этом играет бизнес и как экономика меняется с учетом детской аудитории. Мы назвали это направление «детская экономика». Под этим определением мы имеем в виду сектор городской экономики, где дети — основные потребители коммерческих продуктов и сервисов, а их родители — ключевые плательщики. Хотя потребности и интересы детей и родителей часто не совпадают, детский бизнес привлекает обе аудитории. При этом дети школьного возраста могут выступать и самостоятельной платежеспособной группой: показательный пример — детские банковские карты и другие специализированные услуги для самых молодых пользователей», — прокомментировала основатель и генеральный директор бюро ATLAS Александра Сытникова.
Распределение детской экономики тесно связано с одной из ключевых ее особенностей — сценариями перемещения детей и родителей по городу. Выявление и анализ этих закономерностей позволит повышать качество планирования среды.
Например, образовательные кружки и спортивные секции, которые составляют «будничный» спрос детей, часто расположены в спальных районах, и дети самостоятельно добираются до них от дома или школы. Анализ агрегированных маршрутов позволит выявить небезопасные для детей участки и прицельно работать с ними. С другой стороны, есть места с высокой, но нерегулярной посещаемостью детско-родительской аудитории: например, концентрации детских сервисов в арт-кластерах или торговых центрах и крупные семейные аттракторы, такие как парки развлечений. В таких местах необходимо работать с транспортно-пешеходной доступностью и проектированием комфортных общественных пространств, ориентированных именно на нужды и интересы детей.
Несмотря на всю важность и огромный потенциал, сфера детской экономики по-прежнему плохо изучена, рассказала руководитель проектов бюро ATLAS Александра Тарханова.
«Существует заметный пробел и в академической литературе, и в агрегировании данных по детской экономике, и тем более в изучении того, как она пересекается градостроительными процессами. Сложность получения и анализа данных обусловлена в том числе тем, что не все бизнесы с занятиями для детей позиционируют себя как детские. Такие данные пропадают из исследовательского поля зрения. Мы считаем, что привычные метрики оценки качества среды дают неполную картину. Сейчас уровень детского комфорта в городах преимущественно определяют по качеству физической среды: безопасны ли пешеходные переходы возле образовательных учреждений, соответствуют ли здания школ современным нормативам, есть ли рядом с жилым домом детская площадка. Непространственные характеристики, в том числе экономические, пока не учитываются, и работа по определению их соответствия детскому возрасту только начинается. Решение перечисленных проблем, на наш взгляд, кроется в сотрудничестве со специалистами из смежных сфер: аналитиками городских данных, методистами, экономистами и предпринимателями, которые развивает услуги для детей», — объяснила она.
Ранее родители назвали главные тревоги и опасения в воспитании детей.