Они не прошли парадом по Красной площади, и песен о них не сложили, и поименно не вспомнили. А Николай Досталь снял фильм. О тех, кто за Родину — бился без погон.
Сколько их было — штрафников, официальная цифра 430 тысяч, но погибал ведь каждый второй, не надеясь на славу или память.
«Один адвокат, уже его, к сожалению, нет в живых сказал: „Ребят, к вам будет много упреков, вы не обращайте внимания. Вы сняли фильм о том, что штрафники заложили кирпичик — и не один — в этот великий фундамент под названием Победа, и вам за это честь и хвала“, — вспоминал Досталь.
Штрафбат на экраны вывел большой режиссер Николай Досталь, а вот он, 18-летний, беззаботно прогуливается по набережной в фильме Михаила Калика — »До свидания мальчики".
В режиссуру Досталь влетел, на «Облаке». Тихий фильм Николая Досталя точно определил — уходящую из-под ног перестроечную почву. Так честно и так нежно ученик Данелии рассказал о жизни провинциального городка, в котором ничего не происходило, пока Коля не ляпнул — уезжаю сегодня.
Спустя 15 лет главный герой картины, Коля, вернется в родные края, а Николай Николаевич кино о сегодняшнем дне больше не снимет.
Изломы века ХХ — в судьбе Варлама Шаламова и сериале «Завещание Ленина». И это был не фильм — долг.
Ни Колымы, ни ГУЛАГа — в завещании Ленина не было. Но именно оно положило всему этому начало. Почти документальный — как и проза Шаламова — многосерийный фильм. Приговор эпохе.
«У Николая Досталя был тихий голос и громкая совесть. Если считается, что рождение человека — это подарок ему от Бога, то прожитая жизнь — подарок человека Богу. Николай Досталь сделал очень достойный подарок, спасибо ему», — заявил Геннадий Хазанов.
В жизни Николая Досталя были и комедии, на сломе, в 90-е. Но даже заигрывая с публикой названием «Маленький гигант большого секса», кино снимал по повести Фазиля Искандера «Сандро из Чегема».
Впрочем, эта игра не на своем поле быстро закончилась, и пристальный режиссерский взгляд Николая Досталя обратился к невыученным урокам истории.
Грандиозная работа — 20 серий «Раскола». Время от воцарения Алексея Тишайшего до смерти царя Федора Алексеевича, когда гонители и гонимые — все заслуживают сочувствия и понимания.
Николай Николаевич — из потомственных режиссеров — его отец, Николай Владимирович, погиб во время съемок собственного фильма. Но лучшие слова о профессии однажды все же сказал его сын.
«Его спросили в детском саду: „А кем твой папа работает?“, и он говорит: „Никем не работает, он кино снимает“, — вспоминал Досталь. „Кино не может изменить человека, оно может изменить взгляд человека на окружающий мир — в этом его миссия“.