Бэлла Куркова шла к цели только по прямой

Бэлла Куркова шла к цели только по прямой
Чему научила нас Бэлла Куркова – тележурналист, гражданин, человек, друг.

В ночь на четверг на 88-м году скончалась Бэлла Куркова. Легенда отечественной тележурналистики. Расцвет ее карьеры пришелся на 1990-е — эпоху перемен, когда вместе с новой Россией создавалось и новое российское телевидение. Создатель и главный редактор программы «Пятое колесо», руководитель петербургской дирекции канала «Культура». Она всегда была верна себе и своим высоким принципам.

Буднично и легко Бэлла Куркова, перебирая фотографии, говорила о людях, которых знали все, но просто секретничать или вести долгие беседы, могла только она. Понятие «субординация» ей было абсолютно чуждо, с рабочим на заводе и с президентом в Кремле она общалась в одной и той же манере.

Абсолютная вера в себя позволяла ей не думать о том, что думают о ней другие. Вот красноречивые кадры: в разгар заседания Куркова в платье и на каблуках взбирается на трибуну к Ельцину с микрофоном-петличкой, ей помогает Хасбулатов. Присутствующие изумленно переглядываются. Это профессиональное бесстрашие, наверное, и вывело ее из детской редакции Ленинградского радио во всесоюзный телевизионный эфир. Ее «Пятое колесо» произвело революцию: на рубеже 1980-х и 1990-х это — рупор демократических преобразований. По всему Союзу зрители покупали приемники с дециметровым диапазоном или устанавливали специальные антенны, чтобы ловить ленинградский сигнал.

«Тогда была популярна фраза, что „Ленинград — это столичный город с областной судьбой“, но она доказала, что Ленинград — город столичный. Что в Ленинграде могут рассуждать о судьбах СССР даже с большей остротой, чем это делают в Москве», — вспоминает Михаил Швыдкой.

Но речь даже не о вечном споре двух столиц, «Пятое колесо» стало поворотным для истории всей страны. В момент тотального запрета на упоминание в публичном пространстве даже имени Бориса Ельцина Куркова организовала ему телевизионный эфир — подменила обложку на кассете. А Москва не могла отключить Ленинград. Ельцин сказал все, что хотел, скандал грянул страшный. Но было поздно — страна увидела будущего президента.

Даже при такой цветопередаче видно, как от волнения багровеют щеки. Для Наины Ельциной это первое в жизни интервью. В «Пятом колесе» давали эфир всем — Лихачеву, Гранину, Алферову, Черномырдину, Чубайсу, Старовойтовой, Собчаку… Вот первое после возвращения в Петербург интервью Ростроповича и Вишневской. Эксклюзив Курковой.

«Пятое колесо» пытаются закрыть. Однажды изымают все сценарии. Рабочие Урала и Сибири грозят забастовками, а ленинградские трудовые коллективы выдвигают опальную ведущую в народные депутаты РСФСР. Вот она на одной из встреч с электоратом. И журналистка врывается в политику.

«Она никогда не была политиком. Она была журналистом. Что такое журналист? Это человек, который сообщает новости. От себя лично. Узнавший о них говорит это многомиллионной аудитории. Она никогда этому не изменяла», — сказал народный артист СССР Олег Басилашвили.

Во время августовского путча Куркова наладила вещание из радиорубки Белого дома. Там и провела все четыре дня. Розовый костюм стирала в раковине, а сушила на себе. По этому костюму ее и вычислили люди на площади.

Это ведь Бэлла Куркова выступила с предложением о создании ВГТРК. Ельцин идею поддержал. Курковой предлагали стать первым председателем ВГТРК, были еще интересные варианты — возглавить «Останкино», стать президентским пресс-секретарем. Она отказалась, вернулась в Ленинград и на речке Карповке основала филиал ВГТРК. Сейчас здесь находятся петербургская дирекция канала «Культура», «Радио России», программа «Вести. Санкт-Петербург» и наше северо-западное корреспондентское бюро.

Одновременно Куркова начала еще руководить «Пятым каналом». Редакционная политика при этом осталась неизменной — в «Пятом колесе» по-прежнему предоставляли эфир оппозиции, даже несмотря на то, что оппозиция и власть поменялись местами.

Для себя лично Куркова ничего не просила и не получала в отличие от многих демократов первой волны. В стране тогда вместо обещанных идеалов, свободы, гласности — упадок, нищета, разгул преступности. Отношения Курковой с Ельциным испортились. В 1993-м на встрече с главными редакторами российский СМИ она открыто противостояла президенту. Следом началась травля в газетах. На «Пятом канале» канале — сокращение штатов и финансовые проверки. На саму Куркову совершили покушение — она потом удивлялась, как осталась жива. Выписавшись из больницы, приняла решение уходить и объявила об этом в прямом эфире.

После долгой паузы Куркова взялась за то, с чего начинала, — снимала документальные фильмы о Петербурге. Пыла и страсти в ней не убавилось — вот 79-летняя Куркова на здании Биржи вместе с Михаилом Пиотровским. Кровля покатая, давно не ремонтированная, но если Курковой был нужен директор Эрмитажа на крыше, то без вариантов.

«Бэлла Алексеевна — фигура легендарная и очень значимая. Пока была Бэлла Алексеевна, всегда оставался особый приоритет, особое значение того, что создавалось и создается в Ленинграде», — считает Михаил Пиотровский.

А в 85 лет, презрев будущую тогда пандемию, неукротимая Куркова отправилась на Чукотку. Передвигалась там на катерах, вертолетах и бронетранспортерах, загоняла съемочную группу. Вернулась с фильмом для телеканала «Культура».

«Это был необыкновенно одержимый человек. Страстный, непреклонный. Она к цели шла только по прямой», — подчеркнул Сергей Шумаков, заместитель главного редактора телеканала «Культура».

Так Бэлла Алексеевна применила излюбленный тележурналистский прием к собственной судьбе — закольцевала ее. Ведь начинала юная журналистка Куркова здесь же, писала для газеты «Советская Чукотка». Фильм «Нам некуда бежать друг от друга» посвящен героям тех ее репортажей, первопроходцам-геологам, неугомонным душам, идеалистам, романтикам, таким же, как и сама Бэлла Куркова.


Источник: https://www.vesti.ru/article/3160457
-
22:49
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
ru en de fr pt es it zh ar nl sv

О проекте

Кинопортал – Live62 это сокровищница для тех, кто знает толк в настоящем кино. На нашем портале нет "мусорного" контента из видеохостингов типа Youtube, Rutube и т.п., весь контент предварительно конвертируется для лучшего качества изображения и звуковой дорожки и хранится на облачных серверах. Просмотр является бесплатной услугой, без назойливой рекламы в фильмах.

Donate

Если Вам не безразлична судьба нашего проекта и вы хотите помочь ее создателям можете это сделать одним из перечисленных ниже способов. Благодаря помощи сообщества мы продолжаем развиваться и делаем наш портал более удобным.

ЮMoney

  • 4100 1517 7508 64
  • Webmoney

  • Z261425837398

  • Наши проекты

    • Кино портал KinoFilm
    • Поиск без границ и цензуры BingWeb

    Связаться с нами

    Если у вас есть какие-то вопросы, замечания или предложения вы можете связаться с нами после регистрации через форму обратной связи или написать нам: info@live62.ru.
    После подавления восстания на Сенатской площади события развивались трагически: пятеро декабристов казнены, большинство отправлены в Сибирь.
    Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка.
    По мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина. Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться.
    Молодой мажор Гриша заигрался в красивую жизнь и решил, что ему всё дозволено. Он натворил много дел, и теперь ему грозит тюрьма.
    Во второй части зрители узнают об истоках древнего зла, с которым героям пришлось столкнуться в первом фильме, увидят новые уголки сказочного Белогорь
    Сэр Роберт Чилтерн, один из столпов английского общества, восходящая звезда британской политики, слывший идеальным мужем и безупречным человеком, оказ
    Второй фильм трилогии "Конец атамана", "Транссибирский экспресс", "Маньчжурский вариант". 1927 год.
    Невероятная история о дружбе пьяницы и говорящей собаки, которая лучше людей понимает, что значит быть настоящим человеком, и пытается помоч человеку
    Фильм продолжает рассказ о рыси Кунак, начатый в лентах "Тропой бескорыстной любви" и "Рысь выходит на тропу".