VR-развлечения, пожалуй, перестали быть чем-то совсем экстравагантным. Набор аппаратуры уже доступен и при желании его можно поставить даже дома, чтобы окунаться в виртуальное пространство вместо послеобеденного сна.

Киноафиша испытала виртуальную реальность «Эффекта Кесслера»

Киноафиша испытала виртуальную реальность «Эффекта Кесслера»

VR-развлечения, пожалуй, перестали быть чем-то совсем экстравагантным. Набор аппаратуры уже доступен и при желании его можно поставить даже дома, чтобы окунаться в виртуальное пространство вместо послеобеденного сна. И всё же это довольно нишевое и редкое развлечение, близкое скорее к прыжкам на батуте, чем к походу в кино каждые выходные. «Эффект Кесслера»– первый полноценный российский VR-проект и попытка вывести VR из сферы высокотехнологичного развлечения в сферу для всех.

В проекте (ни фильмом, ни игрой его назвать язык не поворачивается) задействована обойма стильных-модных-молодёжных актёров: снявшаяся и у Бондарчука, и у Серебренникова Ирина Старшенбаум, не вылезающий из топа YouTube Сергей Мезенцев, боевой мачо из «Игры престолов» Юрий Колокольников. Тематика: снова начинающий всех возбуждать космос, причём космос будущего.

«Эффект Кесслера»

Что отличает поход на «Эффект Кесслера» от обычного сеанса в кино? Во-первых, ты сидишь не в зале, а в отдельной кабинке, надев на себя довольно громоздкий, но комфортный шлем с наушниками. Во-вторых, ты смотришь историю не со стороны, а находишься прямо в ней, смотришь глазами одного из героев, более того, зелёный гуманоид с лицом Колокольникова иногда неприлично близко к тебе подходит и вообще чинит (ах, да, ты смотришь глазами робота). В-третьих, если ты повернёшь голову, то увидишь не жующего чипсы соседа, а продолжение мира этой истории. Гляди вверх, назад, под ноги, везде детали, которые можно рассмотреть. В-четвёртых, зритель не просто смотрит, но и участвует в процессе. В руках у тебя джойстики, которыми нужно иногда пользоваться. И последнее, но не маловажное – история длится полчаса, чтобы не перегружать твои зрительные центры.

История, кстати говоря, довольно простая, трое «утилизаторов» (космических мусорщиков) и их робот отправляются на не совсем обычную, но хорошо оплачиваемую работу на орбите. Конечно же, не всё пойдёт по плану.Давайте попробуем для начала забыть о всей VR-составляющей и оценить «Эффект Кесслера» как визуальное искусство (опять же, обойдёмся без громкого слова «кино»). С сюжетной точки зрения это не сложнее, чем рядовая миссия в «Mass Effect» или какой-нибудь игрушке по Стар Треку. Технологией «Motion capture» сейчас мало кого удивишь, но артисты действительно узнаваемы, а их актёрская игра распознаётся, особенно проникаешься героем Колокольникова, который: а) единственный хорошо прописанный персонаж; б) проводит с тобой больше всего времени. Красоты космоса или внутреннего убранства корабля также вряд ли удивят хоть кого-то, смотревшего более полутора научно-фантастических фильмов в жизни, но здесь мы приходим к важному нюансу: странно оценивать VR-проект в отрыве от его VR-составляющей.

Фрагмент постера фильма «Эффект Кесслера»

Подобно тому, как нелогично предъявлять претензии к реализму сюжета в простецком боевике, неправильно копошиться в сюжетных изъянах проекта, главная фишка которого – эффект присутствия. Наиболее впечатляющая сцена «Эффекта Кесслера» – космический полёт на таком себе звёздоцикле, во время которого воображению удаётся обмануть вестибулярный аппарат (а тем, кого сильно укачивает, может и нехорошо стать) и действительно отправить зрителя в невесомость. С задачей заставить зрителя с любопытством покрутить головой «Эффект Кесслера» справляется.

Так что же это такое? Игра? Нет, пускай от действий зрителя даже зависит концовка, интерактивных вставок в «Эффекте Кесслера» немного. Кино? Пожалуй, тоже нет. Ведь от киноязыка здесь остались рожки да ножки, и впечатлить зрителя проект хочет совсем иными средствами. Пожалуй, нет ничего обидного в том, чтобы называть «Эффект Кесслера» именно VR-проектом. Промежуточным явлением на стыке кино, геймдева и новых технологий. Здесь сразу же слышится топот луддитов, заявляющих, что подобные проекты когда-нибудь похоронят классическое кино.

Но всё же нет, раз «Аватару» не удалось, то и «Эффекту Кесслера» не сдюжить. К таким глубоким оптимистичным выводам приводит обсуждение этого простого и незамысловатого (ладно, напоследок-таки назовём) кинофильма.

«Эффект Кесслера»

От редакции: Впервые виртуальную реальность увидели на большом экране в 1992 году, когда вышел фильм «Газонокосильщик». К началу нового века технологии не очень-то продвинулись вперед – все те же громоздкие шлемы, низкое разрешение материала, дорогое оборудование. Голливуд посчитал, что это никому не нужно, и от игрушки отказался.

В 2012 году начали появляться новые разработки, и к 2025 году, как предсказывали в 2016 году аналитики компании Goldman Sachs, рынок VR будет стоить 80 миллиардов долларов.

Западные кинематографисты за рубежом экспериментируют с виртуальной реальностью уже всерьез. Так, Алехандро Гонсалес Иньярриту в мае 2017 года представил на Каннском кинофестивале свой фильм «Плоть и песок» (Carne y Arena), который позволял зрителю на собственной шкуре испытать ощущения мексиканских беженцев, которых останавливает американская пограничная служба.

В январе 2018-го компания Дарена Аронофски Protozoa Pictures подписала контракт на семизначную сумму на разработку сериала в трех частях под названием «Сферы» (Spheres). В нем пойдет речь об исследовании космоса. Disney вложили 65 млн долларов в разработку портала кинематографической виртуальной реальности (CVR). Но пока что какой-то отдачи не видно. Одна из главных проблем – это штучный опыт. Нельзя посадить зал на 1000 мест и показать всем фильм, снятый в VR. Для того же проекта Иньярриту в Каннах была оборудована приличного размера площадка в 20 минутах езды от города. Одновременно на ней мог находиться только один человек. Виртуальная реальность пока что остается единоличным опытом, который никак не хочет передаваться в массы. Возможно, требуется еще один скачок в развитии технологий, чтобы VR стал более доступен кинематографистам.

Автор: Петр Волошин
Источник: https://www.kinoafisha.info/news/kinoafisha-ispytala-virtualnuyu-realnost-effekta-kesslera/

Нравится
Не нравится
20:55
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru