«Майк, к тебе тут самозванцы пришли!» — с этих слов в фильме Кирилла Серебренникова начинается знакомство главных героев, Майка Науменко и Виктора Цоя.

«Лето»: Цой жив. И Майк тоже

«Лето»: Цой жив. И Майк тоже
«Майк, к тебе тут самозванцы пришли!» — с этих слов в фильме Кирилла Серебренникова начинается знакомство главных героев, Майка Науменко и Виктора Цоя. Цой и его друг Леня (за этим именем скрывается Алексей Рыбин, гитарист первого состава группы «Кино») приходят на пляж, где отдыхают Майк и его друзья, чтобы сыграть им свои песни и по протекции Панка (прототипом для него стал Свин, вокалист «Автоматических удовлетворителей») попробовать пробиться на ленинградскую рок-сцену. Майк сначала смотрит на самозванцев снисходительно, но когда Цой начинает петь, а все стоящие вокруг — хором подпевать, по лицу его понятно, что он видит перед собой настоящий талант.«Лето»

«Лето»

Так Витя и Леня попадают в тусовку и начинают играть свои песни для большой аудитории. Майк — их проводник в этом мире. Именно он, по сюжету фильма, придумает для них первое название «Гарин и гиперболоиды», организует первое выступление в Ленинградском рок-клубе и познакомит с Бобом (то есть Борисом Гребенщиковым), который поможет записать первый альбом.

Одновременно с Майком Цой познакомится с его женой Наташей. Она предана мужу («Зачем мне Мик [Джаггер], если у меня есть Майк»), ходит на все его концерты, а после них покорно отправляется домой укладывать маленького ребенка. При этом Наташу явно интересует новый приятель мужа. Она, кажется, единственный человек, кто разговаривает с Цоем не о музыке, и вскоре их дружба начинает перерастать в более нежные и более драматичные отношения.

«Лето»

«Лето»

Сюжет фильма Серебренникова нельзя назвать динамичным — здесь нет многочисленных драматических поворотов, и даже напряжение внутри любовного треугольника нарастает очень постепенно. Это, скорее, зарисовки одного лета из жизни героев: они слоняются по Ленинграду, пьют вино, встречают рассвет на крышах, дурачатся на Финском заливе, влюбляются, а еще, конечно, слушают любимую музыку, репетируют, выступают и сочиняют собственные песни. Но смотрится это очень легко, именно благодаря тому, что в фильме едва ли не большую роль, чем слова и события, играет музыка.

На съемках фильма «Лето»

На съемках фильма «Лето»

Музыки здесь действительно много — причем, как оригинальных песен Майка Науменко и Цоя, так и западных исполнителей, которую они и их друзья бесконечно слушают и обсуждают. В кадре звучат песни Лу Рида, Дэвида Боуи, Игги Попа, Talking Heads и Mott the Hoople. Но в этом нет монотонности — зритель оказывается то на рок-концерте (причем снято это так, что хочется начать подпевать прямо на сеансе или хлопать после песен), то — благодаря оригинальному решению Серебренникова — как мюзикле или видеоклипе, с постановочными номерами, подпевающей массовкой и необычным визуальным оформлением.

Кстати, визуальное решение для фильма в принципе выбрано неординарное — он почти весь черно-белый (к чему, впрочем, быстро привыкаешь благодаря великолепной операторской работе Владислава Опельянца) с небольшими цветными вставками, которые неожиданно больше похожи на документальную хронику, нежели черно-белые кадры.

На съемках фильма «Лето»

На съемках фильма «Лето»

Авторов фильма еще до его выхода на экраны многие современники Цоя и Науменко (в том числе Борис Гребенщиков и Алексей Рыбин) обвиняли в том, что все не так и все не то, и что они исказили все события и образы, но после просмотра эта претензия кажется совершенно надуманной. Фильм, хоть и основан на воспоминаниях Натальи Науменко, не претендует на настоящий байопик. Это, скорее, ностальгическая и романтическая фантазия о золотых годах русского рока, а еще просто фильм о беспечной молодости и любви.

Конечно, это еще и фильм о свободе, но, в первую очередь, о свободе творческой — здесь спор о том, какую тональность выбрать в новой песне или концерт какой группы посмотреть, важнее, чем споры о политике или роли художника в обществе. Нет в картине и социальной критики, которую каннский зритель мог бы ожидать от автора «Ученика». Советская действительность, скорее, идет незлобным и мало вредящим героям фоном: телевизор бубнит о достижениях промышленности, соседи по коммуналке нянчат ребенка, пока Майк и Наташа тусуются, администрацию клуба можно уговорить разрешить концерт с помощью шуток и компота, и даже столкновение с гэбистами не заканчивается ничем особенным. Да, одного из приятелей Цоя таки забирают в армию и, видимо, отправляют в Афганистан, но и это скорее мимолетная зарисовка о безликости зла, чем повод для серьезных переживаний героев или зрителя.

«Лето»

«Лето»

Но это прием намеренный — он подчеркивает эскапизм самих персонажей, которые редко доходят до серьезных разговоров об окружающей их действительности, предпочитая над ней иронизировать. В ответ Серебренников мягко иронизирует над ними самими, добавляя персонажа, которого зовут скептиком. Он то выступает внутренним голосом главных героев, то обращается к зрителю, ломая четвертую стену, а в какой-то момент прямо упрекает Майка, что тот пишет беззлобные наивные песни, никак не реагируя на то, что творится вокруг него и даже не пытаясь подражать своим кумирам — например, Бобу Дилану, который поет о войне во Вьетнаме. Или вот эпизод с чинным концертом Зоопарка в рок-клубе, который вдруг превращается в адский слэм на сцене и в зале. Посреди слэма стоит все тот же наш скептик-резонер с табличкой в руках «Этого не было», написанной на странице газеты «Правда». В отличие от своих западных кумиров, Майк в фильме так и не стал бунтарем, оставшись таким же, как и лирические герои его песен.

Несмотря на то, что в России фильм воспринимается в первую очередь как картина о Цое, главным персонажем в ней все же оказался именно Майк Науменко, и в не меньшей степени его жена Наташа. Ирине Старшенбаум, известной широкой аудитории по фильму «Притяжение», очень естественно далась роль девушки, которая несмотря на внешнее спокойствие, переживает тяжелую драму и мечется между двумя очень яркими людьми. Дебютировавший в кино Рома Зверь , сыгравший Майка, оказался неожиданным откровением фильма, но наиболее убедителен он все же в естественной для себя среде — когда выступает на сцене (и тут его собственные интонации все же перебивают привычные интонации Майка) или когда изображает недостижимую рок-звезду в непроницаемых черных очках. Зато корейский актер Тео Ю получился очень гармоничным в роли Цоя, сумев показать молчаливого и немного застенчивого парня с едва уловимыми чертами будущего кумира миллионов.

«Лето»

«Лето»

Еще в «Лете» на редкость много ярких эпизодических ролей, многие из которых исполнили актеры Серебренникова из Гоголь-центра. Особенно бросается в глаза Александр Горчилин, которому после роли в «Лете» наверняка светит сольный проект. Панк, шут, душа компании — сцены с ним, особенно музыкальный номер под Talking Heads в вагоне электрички, одни из самых ярких в фильме.

На премьеру, прошедшую в Каннах вечером 9 мая, актеры и вся остальная съемочная группа пришли со значками с портретом Кирилла Серебренникова и большой табличкой с его именем. Сам режиссер уже больше восьми месяцев находится под домашним арестом по обвинению в растрате бюджетных средств — собственно, под арестом он и смонтировал весь фильм. На пресс-конференции в начале фестиваля директор смотра Тьерри Фремо говорил, что он при посредничестве МИД Франции отправлял Владимиру Путину просьбу отпустить Серебренникова на премьеру. Но кресло режиссера в зале так и осталось пустым — за него аплодисменты после показа принимала со слезами на глазах остальная съемочная группа.

Премьера фильма «Лето» в Каннах / Фото: Надежда Воскресенская для КиноПоиска

Премьера фильма «Лето» в Каннах / Фото: Надежда Воскресенская для КиноПоиска

Пресса смотрела фильм на следующий день, и, когда пошли финальные титры, зал «Люмьер» взорвался аплодисментами. Несмотря на опасения российских журналистов, что фильм может рассказывать о слишком локальных героях или событиях, иностранцы его поняли — просто потому, что язык музыки и проблемы творчества универсальны, и Серебренников воплотил их в совершенную визуальную форму.

Нравится
Не нравится
17:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru