Второй фильм итальянской постановщицы, драма «Чудеса», добрался до России с четырехлетним опозданием. Его премьера прошла в Каннах в 2014 году под восторженные отзывы критиков.

«Счастливый Лазарь»: Аличе Рорвахер вернула итальянскому кино былую славу

«Счастливый Лазарь»: Аличе Рорвахер вернула итальянскому кино былую славу
Второй фильм итальянской постановщицы, драма «Чудеса», добрался до России с четырехлетним опозданием. Его премьера прошла в Каннах в 2014 году под восторженные отзывы критиков. История о фермере и его дочерях получила Гран-при жюри, а Рорвахер, что называется, взяли на карандаш: ее третью картину ждали с особенным интересом.

Понять время действия «Счастливого Лазаря» очень непросто, поскольку герои существуют как будто вне времени. Только когда в плеере одного из героев заиграет шлягер Dreams (Will Come Alive) группы 2 Brothers on the 4th Floor, становится понятно, что это 1994 (или конец 1990-х).

В деревеньке Инвиолата живут всего пять десятков человек. Все они работают на «Королеву табака», маркизу де Луна. Она наглым образом эксплуатирует людей: рабочим не платят, живут они в нищете, но духом не падают. Например, Марияграция собирается замуж, жених поет ей серенады под окном. Молодые люди заявляют о желании уехать из Инвиолаты, встречая возмущение старшего поколения, мол, нечего там делать, здесь и так полно работы.

Среди крестьян особенно выделяется Лазарь (в фильме его, конечно, зовут Лаццаро, на итальянский манер) — кроткий и скромный юноша с глазами на пол-лица. Он никогда не возражает, не повышает голос, всегда выполняет все, что попросят и периодически как будто залипает, глядя в колодец. Лазаря можно было бы назвать простаком и даже деревенским дурачком, но он просто слишком наивный и чистый, может быть, даже слишком наивный для этого мира.

«Счастливый Лазарь»

«Счастливый Лазарь»

Рорвахер долго начинает фильм, отводя немало времени быту своих героев. Но когда в жизни Лазаря появится новый знакомый, действие устремляется вперед. Танкреди, сын маркизы, молодой и эффектный блондин, которому опостылела жизнь в доме и захотелось попробовать чего-то нового. Лазарь показывает Танкреди свое потайное место, где молодой маркиз, инсценировав собственное похищение, скрывается. Сестра Танкреди вызывает полицию — так и обнаруживается, что в середине 1990-х в итальянской глубинке все еще существует рабство. Всех работяг сажают в автобус и увозят в город.

А потом Лазарь падает с обрыва.

Было бы нечестно по отношению к зрителю раскрывать дальнейшее развитие событий. Но разумеется, как и библейский персонаж, чьим именем назван герой дебютанта Адриано Тардиоло, юноша вернется к жизни. И фильм стукнется оземь и обратится в редкую для большого экрана птицу в жанре магического реализма.

«Счастливый Лазарь»

«Счастливый Лазарь»

Аличе Рорвахер очень хотела показать картину классику итальянского кино Эрманно Ольми. К сожалению, лауреат Канн за драму «Дерево для башмаков» ушел из жизни 7 мая, а Рорвахер закончила работу над фильмом за три дня до ее премьеры на Круазетт. Говоря о религиозных метафорах картины, режиссер отмечает, что по большей части ее фильм отсылает к Франциску Ассизскому, идеалу аскетов и одному из главных библейских эмпатов. Одна из сестер Лазаря рассказывает детям историю о том, как люди не понимали волка, но сам волк распознал хорошее в человеке и не стал его есть. Волк в фильме есть, но кого именно он олицетворяет, Рорвахер не уточняет, оставляя это на суд зрителя.

Режиссер продолжает: «Путешествуя по стране, я часто встречаю таких „счастливых Лазарей“. Я бы описала таких людей как хороших, но при этом они не занимаются добрыми делами специально, потому что просто не знают, что такое творить добро. Таким образом, они остаются на обочине, потому что всегда отступают на задний план, не желая беспокоить остальных. В книгах и фильмах часто рассказывается о судьбах героев, которые бунтуют и сражаются с несправедливостью. Но наш Лазарь не может изменить мир, и его святость остается незамеченной. Нам думается, святые должны быть сильными и харизматичными, но я не верю в харизматичную святость. Мне вообще кажется, что появись среди нас святой, мы просто не распознаем его, или же попытаемся избавиться от него».

Адриано Тардиоло, Аличе Рорвахер, ее сестра Альба Рорвахер и Николетта Браски на Каннской премьере фильма / Фото: Getty Images

Адриано Тардиоло, Аличе Рорвахер, ее сестра Альба Рорвахер и Николетта Браски на Каннской премьере фильма / Фото: Getty Images

Для Рорвахер желание рассказать историю Лазаря стало еще и возможностью поговорить о трагедии в стране, связанной с гибелью деревенской культуры, миграцией таких людей в города, где им очень трудно найти себя. Что же касается «Королевы табака», эксплуатировавшей людей, то такая история действительно имела место в Италии, но в 1982 году.

Пожалуй, не только Ольми порадовался бы, глядя «Счастливого Лазаря». Фильм Аличе Рорвахер вызывает в памяти лучшие образцы итальянского неореализма — от Витторио де Сика до Роберто Росселлини. Своей невероятной эмпатией по отношению к главному герою «Лазарь» рифмуется с другой очень гуманистичной лентой из нынешнего Каннского конкурса, египетским «Судным днем». «Моя история не нова, — говорит Рорвахер. — Но я и не пыталась рассказать что-то новое. Иногда нужно учиться рассказывать знакомые истории другим способом».

Если в ближайшие дни на Канны не упадет метеорит, то в субботу, 19 мая, Аличе Рорвахер станет обладательницей главной награды кинофестиваля. Но даже если этого не случится, фильм совершенно точно войдет в историю как одна из лучших современных итальянских лент.

Нравится
Не нравится
02:20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рязанский топ сайтов, каталог сайтов Рязани