Родителям дали советы, как развить у ребенка критическое мышление

Родителям дали советы, как развить у ребенка критическое мышление

Критическое мышление складывается из совокупности знаний, которую человек получает на протяжении жизни, в том числе в школе и в высшем учебном заведении. Тем не менее основа такого отношения лежит в ментальной сфере человека, прежде всего в его отношении к полученным данным. А эти критерии и ценности как раз закладываются с детских лет. Об этом «Газете.Ru» рассказал преподаватель истории школы «Новый взгляд», аспирант ВШЭ Нияз Галявиев.

«Здесь речь идет о понимании критериев надежности информации. Человек не должен воспринимать информацию как заведомо верную и правдивую. Ее необходимо оценивать по критериям надежности информации: надежен ли ее источник, профессиональный ли эксперт привел те или иные данные?» — объяснил он.

В первую очередь, как рассказал педагог, базовые установки будущего взрослого формируются в семье. Такая ментальность и подход начинаются с бытовых вопросов.

«Насколько родители дают возможность ребенку высказать собственное мнение по тому или иному вопросу? Готовы ли они, а самое главное — хотят ли, аргументированно с ним обсуждать ситуацию и свою точку зрения? Поэтому изначально необходимо создать соответствующую атмосферу внутри семьи: с соответствующими ценностными установками, подходом и возможностью оспорить ребенком точки зрения родителей», — подчеркнул специалист.

Далее следует школа. Понятно, что на саму школу родители повлиять сильно не могут, если в ней царит атмосфера «необсуждения» решений. Однако родители могут принимать этот аспект во внимание во время выбора школы для своего ребенка.

«Необходимо обращать внимание на преподавательский состав школы, на царящую в ней атмосферу, стиль общения руководства и учителей. Все это в целом сформирует понимание того, какое отношение главенствует в школе к ученикам и возможно ли в ней воспитание критического мышления у детей», — добавил Галявиев.

Преподаватель также дал несколько советов родителям. Первый из них — обсуждайте больше со своим ребенком различные ситуации, ваше и его отношение к ним. Здесь речь идет как о бытовых жизненных событиях, так и о ситуациях и сюжетах в книгах и фильмах.

«Моделируйте ситуации, принимая ту или иную сторону. Ищите вместе с ребенком аргументы для защиты различных точек зрения. Научите ребенка культуре спора и подскажите, как использовать в нем факты и аргументы. Стоит также обратить внимание на социальные науки, процессы в которых могут осмысливаться и обсуждаться. Они могут быть вашими помощниками в сфере формирования критического мышления ребенка. Это, прежде всего, история и обществознание. Приведу в пример историю — обсудите с ребенком исторические события, выскажите свое аргументированное отношение к ним. А если дело касается новейшей истории, то расскажите о тех исторических событиях, свидетелями которых вы были, чтобы дать альтернативу либо дополнить знания, полученные в школе. Фактически вы будете еще одним источником исторической информации для ребенка», — посоветовал он.

Кроме того, особое внимание развитию критического мышления может уделяться и на дополнительных занятиях.

«Помощниками родителей могут быть кружки или клубы дебатов. В них учат строить дискуссию, искать аргументы в пользу той или иной точки зрения. У детей также появляется возможность отстаивать не только свое мнение, но и, участвуя в моделируемых ситуациях, — мнение противоположной стороны. А на курсах публичных выступлений, как правило, прививают навык выступлений перед большим числом людей, учат справляться с тревогой и переживаниями. Такие занятия дают ребенку уверенность в себе, что немаловажно, а еще прививают навык формирования возможных вопросов и подготовки ответов на них», — рассказал эксперт.

Можно также обратить внимание на секции, в которых готовят к будущим профессиям, предполагающим навык критического мышления как hard skills. Это, прежде всего, кружки юных журналистов и историков. Именно там рассказывают о критериях надежности информации. Например, о том, что данные не являются правдивыми, если их не подтвердили из 2-3 источников.

«Конечно же благоприятное время для развития критического мышления — это подростковый возраст ребенка, когда вера в авторитеты начинает подвергаться сомнениям», — добавил Галявиев.

По словам педагога, критическое мышление значительно влияет на самостоятельность человека, формирует его независимость от чужих суждений. Он сможет принимать свои собственные решения и, таким образом, самостоятельно управлять своей жизнью. Взрослый с критическим мышлением не сможет быть заложником чужих мнений, авторитетов и заблуждений. Он сформирует свое отношение к ситуации, основываясь на объективном отношении к ней. Такие взрослые не станут объектом манипуляций других людей, смогут распознавать их лицемерие и нечестность, а также скрытые мотивы, резюмировал эксперт.

Ранее психолог рассказала, как помочь школьникам «перезагрузиться» на весенних каникулах.


Источник: https://www.gazeta.ru/family/news/2024/03/19/22578457.shtml
-
02:40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
ru en de fr pt es it zh ar nl sv

О проекте

Кинопортал – Live62 это сокровищница для тех, кто знает толк в настоящем кино. На нашем портале нет "мусорного" контента из видеохостингов типа Youtube, Rutube и т.п., весь контент предварительно конвертируется для лучшего качества изображения и звуковой дорожки и хранится на облачных серверах. Просмотр является бесплатной услугой, без назойливой рекламы в фильмах.

Donate

Если Вам не безразлична судьба нашего проекта и вы хотите помочь ее создателям можете это сделать одним из перечисленных ниже способов. Благодаря помощи сообщества мы продолжаем развиваться и делаем наш портал более удобным.

ЮMoney

  • 4100 1517 7508 64
  • Webmoney

  • Z261425837398

  • Связаться с нами

    Если у вас есть какие-то вопросы, замечания или предложения вы можете связаться с нами после регистрации через форму обратной связи или написать нам: info@live62.ru.
    После подавления восстания на Сенатской площади события развивались трагически: пятеро декабристов казнены, большинство отправлены в Сибирь.
    Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка.
    Афганец 1: Афганец" — первый фильм дилогии — рассказывает о тяжкой участи Ивана Коваля (Ярош), попавшего в плен к душманам.
    По мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина. Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет из деревни в райцентр учиться.
    Иван, обычный парень, по воле случая переносится из современной Москвы в фантастическую страну Белогорье.
    Психологический детектив по одноименному роману Сирила Хэйра.
    В основе фильма — вторая книга цикла Виктора Доценко "Возвращение Бешеного".
    Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы.
    Молодой мажор Гриша заигрался в красивую жизнь и решил, что ему всё дозволено. Он натворил много дел, и теперь ему грозит тюрьма.